Обучение персонала
Обучение персонала – важная составляющая успешности большинства фирм. Появление новых технологий, внедрение в производство новой техники и оборудования требуют соответствующей квалификации работников. Своевременное овладение работников знаниями, умениями и навыками обеспечит эффективное развитие и поддержание конкурентоспособности организации.
Обучение персонала выгодно как работодателю, так и самому работнику. Работодатель в результате получит квалифицированные кадры для качественного выполнения работы, работник повысит свою квалификацию, что может привести к повышению его заработной платы, повышению должности, сохранению рабочего места и др.
Главный критерий обучения работников – эффективность. Для эффективной подготовки работников необходимо подобрать подходящие виды и методы обучения персонала.
Виды обучения персонала
Существует три основных вида обучения персонала:
- Подготовка персонала – получение работниками специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы.
- Переподготовка персонала – получение работниками новых знаний, умений и навыков по причине смены профессии или при изменений требований к профессии.
- Повышение квалификации – получение работниками дополнительных знаний, умений и навыков в связи с повышением или ростом требований к профессии.
Методы обучения персонала
Обучение персонала может происходить как на рабочем месте, так и вне него, когда работника отправляют проходить обучение с отрывом от производства.
На рабочем месте используются следующие методы обучения персонала:
- Копирование – новый работник копирует действия опытного специалиста.
- Производственный инструктаж – новому работнику передается общая информация о работе, необходимая для адаптации на рабочем месте.
- Наставничество – к работнику прикрепляется наставник, который регулярно проверяет уровень исполнения работы.
- Ротация – смена рабочего места работника от нескольких дней до нескольких месяцев для получения нового опыта или профессиональной квалификации.
- Делегирование – передача работникам полномочий принятия решений в пределах заданной задачей.
- Метод усложняющихся заданий – постепенное усложнение заданий работнику (объем, степень важности, сложность).
- Другие методы
Вне рабочего места используются следующие методы обучения персонала:
- Лекции – пассивный метод профессионального обучения, при котором работники получают теоретические знания в изложении лектора.
- Семинары и конференции – метод заключается в проведении дискуссий, которые развивают логическое мышление и помогают научиться способам поведения в разных ситуациях.
- Деловые игры – происходит рассмотрение реальной ситуации в виде коллективной игры, каждому из участников дается конкретная роль.
- Тренинги – метод активного обучения работников основам деятельности.
- Моделирование – происходит воссоздание реальных условий работы.
- Кружки качества, рабочие группы – объединение работников в рабочие группы для более эффективного решения поставленных задач. Такие группы могут разрабатывать различные предложения, которые в дальнейшем поступают руководству для рассмотрения.
- Самостоятельное обучение – работники изучают новый материал самостоятельно, без инструкторов и специальных помещений.
- Другие методы